Технология "Портфолио" - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика и учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это заранее спланированное и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует динамику и достижения учителя и ученика в разных областях.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
- смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Технология "Портфолио" помогает решить следующие педагогические задачи:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- поддержание высокой учебной мотивации школьников;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
- создание предпосылок для успешной социализации выпускников.
Конечная цель портфолио - доказательство прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио достижений;
- рефлексивный портфолио;
кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Преимущества порфолио:
1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащихся посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащихся.
4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
5. Портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Внедрение данной формы требует большой систематической работы учителя, учащихся, родителей. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система обучения и оценивания.
Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учителя, учащихся, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.